Ведите email

Сегодня Вторник, 18 Сентября 2018, 20:43 В Камышине
Завтра
Послезавтра
Передать привет на Радио Слушать Камышин FM Вход
Для входа на сайт
Ваш ник
Минимум 6 символов
Вы находитесь:

ОСАГО – одним кликом: подробно о правилах оформления страховки через Интернет

С 1 июля полис ОСАГО можно купить через Интернет. Но как это сделать? Каким будем сам полис: электронным или его все же придется распечатывать? Куда идти и что делать, чтобы получить этот документ? Я отвечу на самые распространенные вопросы в одной статье.

Итак, для начала давайте определимся. С 1 июля 2015 года у страхователя появилась возможность пролонгировать ОСАГО через Интернет, а уже с 1 октября 2015 года можно будет оформить электронный полис «с нуля». Так что пока вы можете только продлить старый полис, на ту же самую машину и в той же самой страховой компании. Правда, добавить новых водителей, допущенных к управлению, все-таки можно.

Эта возможность предусмотрена Указанием Банка России от 24.05.2015 №3649-У, действующим по 30 сентября 2015 года:

«Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа. Договор обязательного страхования в виде электронного документа может быть заключен только при продлении договора обязательного страхования, в соответствии с пунктом 1.12 настоящих Правил, в том числе с расширением круга лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством»

О том, можно ли, наоборот, сократить список допущенных к управлению авто лиц, в указании Банка России ничего не сказано – можно ли исключать кого-то из списка допущенных к управлению водителей, непонятно. Видимо, это придется выяснять на практике.

Еще раз подчеркну, что оформить совершенно новый полис ОСАГО можно будет только с 1 октября 2015 года. 

Что необходимо будет сделать для того, чтобы получить электронный полис ОСАГО:

1) Создать и направить страховщику  заявление о заключении договора  обязательного страхования в  виде электронного документа  с помощью официального сайта страховщика. Примеров приводить не будем, чтобы никого не рекламировать; 

2) Заявление должно быть подписано  простой электронной подписью  страхователя-физического лица или  усиленной квалифицированной электронной  подписью страхователя-юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;

Но есть альтернатива! Электронной подписью можно не пользоваться (все-таки ее оформление – это целая процедура), если вы укажете свой СНИЛС, номер «пенсионного» счета, – на сегодняшний день СНИЛС является аналогом электронной подписи страхователя. Правда, в Госдуме рассматривается законопроект о внесении изменений в Закон об ОСАГО, и, возможно, идентификацию с помощью СНИЛС отменят в пользу привычной для нас пары «логин и пароль». Но это пока только планы. Пока что стоит выбор между электронной подписью «государственного образца» и СНИЛС.

3) Оплатить страховую премию  по договору с помощью банковской  карты. 

4) Получить направленный страховщиком страховой полис, созданный с использованием автоматизированной системы обязательного страхования, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования. 

5) Распечатать электронный документ. Прямого требования в законе  нет, но что вы будете говорить  инспектору ГИБДД? 

Осмотр автомобиля 

По правилам, определенным Банком России (Указание от 24.05.2015 № 3649-У «О внесении изменений в приложение 1 к положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), место осмотра автомобиля при заключении договора ОСАГО теперь устанавливается по соглашению сторон, а если этого соглашения достичь не удается или в случае составления договора ОСАГО в виде электронного документа, автомобиль не осматривается вообще. Впрочем, и при оформлении обычного бумажного полиса машину никто никогда не смотрит, это же не КАСКО, где страховщику важно оценить состояние кузова, чтобы автомобилист не «повесил» на компанию выплаты по царапинам, полученным заранее.

Что вам не понадобится

Как гласит пункт 4 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 04.11. 2014 с изм. и доп., вступ. в силу от 01.07.2015)), вам не понадобится:

- паспорта  или иного документа, удостоверяющего  личность (если страхователем является  физическое лицо);

- свидетельства  о государственной регистрации  юридического лица (если страхователем  является юридическое лицо);

- документа  о регистрации автомобиля (паспорта  транспортного средства, свидетельства  о регистрации транспортного  средства, технического паспорта или технического талона либо аналогичных документов);

- водительского  удостоверения или копии водительского  удостоверения лица, допущенного  к управлению транспортным средством;

- диагностической  карты.

Предполагается, что всю информацию страховщики получат из электронных баз данных, и если, допустим, машина не проходила техосмотр или у кого-то из «вписанных» в полис вообще нет прав, то оформить его не получится. 

Возможные проблемы

На данный момент Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) от 25.04.2002 № 40-ФЗ разрешает использование электронного полиса, а в Правилах дорожного движения информации о таком виде документа нет.

Федеральный закон, конечно, имеет большую юридическую силу, чем ПДД, установленные постановлением Правительства. Но в курсе ли этих тонкостей инспекторы ГИБДД? По-хорошему, нужны поправки в ПДД, которые конкретизировали бы понятие электронного полиса с учетом всех аспектов его оформления. 

Кроме того, желательно скорректировать и подпункт 2.1.1. ПДД, который сейчас обязывает водителя иметь на руках полис ОСАГО и показывать его инспектору. Если все полисы внесены в базу данных, для чего тогда нужен бумажный аналог? Как бы то ни было, до тех пор, пока ПДД обязывают иметь при себе полис, выходом из ситуации будет наличие «на руках» либо распечатанного электронного договора обязательного страхования, который сотрудник ГИБДД сможет проверить по серийному номеру, либо распечатанного электронного страхового полиса, как говорится, на всякий случай. Но все же лучше первое время возить в бардачке и распечатанный договор, и особенно электронный полис, дабы избежать недопониманий. Помните, что бланк страхового полиса, в принципе, является документом строгой отчетности. 

Напомню, что проверить любой полис ОСАГО возможно на сайте Некоммерческой организации Российского союза автостраховщиков, который является оператором автоматизированнои? информационнои?системы ОСАГО (АИС). АИС содержит сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.

В систему электронного взаимодеи?ствия включены и государственные органы. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 июня 2015 г. N 529 «О внесении изменении? в постановление Правительства России?скои? Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567» МВД России, Минсельхоз России, Минобороны России, ФТС России и ФНС России будут подключены к АИС и будут предоставлять по запросу оператора АИС информацию, необходимую для ее формирования. Подобные поправки существенным образом расширяют перечень органов власти, которым будет доступна информация о полисах ОСАГО.

Электронная система взаимодействия государственных органов служит лишним доказательством того, что отсутствие бумажного полиса у водителя «на руках» не столь критично и установить факт его наличия довольно легко.

Что в итоге?

В общем, стоит дождаться первых «смельчаков», которые оформят электронные полисы, и посмотреть, как будет происходить их взаимодействие с ГИБДД.

В ведении электронного ОСАГО есть масса плюсов, но, как и у любого другого явления, существуют и свои минусы. К преимуществам новой опции, в частности, можно отнести возможность приобрести полис через Интернет без оплаты посредникам и без навязанных услуг, а также общее снижение административных расходов за счет централизации всех систем управления на уровне страны.

Также благодаря компьютеризации процесса можно купить ОСАГО, проживая в любом регионе/районе, что, согласитесь, особенно приятно жителям мелких городов и сел, где Интернет уже есть, а вот офисов страховых компаний – еще нет.

Но вместе с тем комфорт может обернуться и неудобством. Так, тотальный переход на электронный полис, скорее всего, повлечет значительное сокращение числа продавцов ОСАГО. Это может привести к тому, что в отдельных населенных пунктах продавцов полиса обязательного страхования может просто не остаться, а единственной возможностью жителей оформить этот документ будет Интернет. Так что эта палка – о двух концах.

Меж тем, есть у процедуры и другие недостатки, среди которых, в частности, банальная неподкованность некоторых граждан в вопросах взаимодействия с компьютером. Для части водителей сам процесс использования Интернета не так прост. Помимо этого, затраты, которые придется произвести в целях обеспечения сотрудников ГИБДД специальными средствами удаленного доступа к единым базам данных, могут оказаться весьма существенными.

Одним словом, нюансов еще очень много, и необходимо время для того, чтобы новая система оформления ОСАГО адаптировалась к нынешним реалиям.

PS: А на каком основании?

Специально для любителей изучать первоисточники – нормативные правовые акты, регулирующие «электронное ОСАГО»:

Федеральный закон от 21.07.2014 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015);

Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015);

Постановление Правительства РФ от 2 июня 2015 г. N 529 «О внесении изменении? в постановление Правительства России?скои? Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567»;

«Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утвержденное Банком России 19.09.2014 № 431-П);

Указание Банка России от 24.05.2015 № 3649-У «О внесении изменений в приложение 1 к положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Выйти из сложной ситуации и отстоять свои гражданские права не только на дороге, но и в суде Вам поможет  юрист: Гадомамадов Константин Назарович  тел: 89053997164,  89370910330  E-mail: avtouristkam@mail.ru



Новости Интервью Жизнь города Справочник Объявления ЧАТ + Консультант Видео Авторские колонки Опросы
Разработка сайта - студия "Максимус" WWW.KAMPORT.RU Интерактивный журнал Камышина. Наши контакты: 5-21-29 administrator@kamport.ru